Транспортная система будущего — какой она станет?
21.01.2022
Даниил Хазов, коммерческий директор ГК «Урбантех»
Недавно я встретил в московском трамвае старого знакомого. Это не единичный случай — в последнее время я нередко сталкиваюсь с друзьями и коллегами именно в общественном транспорте. Те, кто меня знает, уже поняли, что ключевые слова здесь — про общественный транспорт, а некоторые уже подумали: «Ну конечно, тебе нужно ездить на трамваях, ты же поставщик Правительства Москвы»…
Надеюсь, что таких меньшинство, потому что большинство, как и я, уже оценило комфортабельность московского городского транспорта. И это не комплимент усилиям Департамента транспорта Москвы — скорее, это отражение некого глобального тренда.
К чему обязывает урбанизация
Благодаря современным методам урбанизации города становятся все более безопасными, чистыми и комфортными для жизни — подлинными двигателями инноваций, отражающими лучшие тенденции современного экономического и социального прогресса. Неудивительно — им нужно бороться за сохранение численности населения и привлечение образованных жителей с высокими профессиональными компетенциями, иначе они не смогут развиваться!
Важнейшая часть проблемы, стоящей перед городами — развитие инфраструктуры. А одна из главных задач городской инфраструктуры — повышать мобильность жителей, обеспечивая им удобный доступ к рабочим местам, сближая периферийные и центральные городские районы. Но важно понимать, что современная транспортная доступность — это не просто «К нам проложили метро» или «У нас теперь „под боком“ шоссе». Сегодня горожанину важно иметь не только возможность добраться из одной точки в другую, но и выбор: поехать на общественном транспорте или на личном автомобиле, воспользоваться велосипедом или каршерингом.
Дать этот выбор можно, реализуя концепцию «Транспорт как сервис» (Mobility-as-a-Service, MaaS), т.е. создавая единую инфраструктуру планирования и оплаты маршрутов в городской сети общественного транспорта. И если открыть отчет «Транспортные системы 25 городов мира» McKinsey, легко заметить, что в оценке транспортных систем городов мира важнейшую роль играет оценка их доступности, эффективности, удобства, безопасности и экологичности с точки зрения пассажира. А согласно прогнозу Mobility-as-a-Service агентства Juniper Research в 2025 г. количество поездок на общественном транспорте в мире вырастет с 471 млн до 2,2 млрд, т.е. более чем в 4,6 раза, и почти на столько же сократится число поездок на личном транспорте.
Именно в эту сторону вместе с другими развитыми странами движется и Россия. Самое большое внимание мы будем уделять развитию общественного транспорта — об этом можно узнать, например, из итогов XV Международного форума и выставки «Транспорт России».
Учим китайскую грамоту
Лучший способ разработать транспортную систему будущего — поинтересоваться, как работают лучшие транспортные системы сегодня. И самый совершенный кейс сбалансированной политики управления транспортом и дорожной инфраструктурой сегодня реализует Китай.
Как это часто бывает, движение к большому прогрессу началось там «не от хорошей жизни» — перегруженность автомагистралей грузовыми перевозками (78% всех перевозок) в КНР стала серьезной проблемой. Но китайцы не захотели следовать стандартному пути и строить еще больше новых дорог, жертвуя территориями, занятыми сельским хозяйством. Они — абсолютно в духе времени — решили, что рецептом увеличения пропускной способности транспортной системы должна стать цифровизация.
Сейчас в КНР строится национальная интеллектуальная транспортная система, которая объединит все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, индивидуальный — и все центры его притяжения от внутригородских транспортных узлов до сухопутных, воздушных и водных вокзалов. Пассажиры будут быстро и с комфортом добираться из одной городской точки в другую и из одного города в другой, используя для пересадок между видами транспорта мультимодальные транспортные узлы, а страна сможет разрабатывать комплексные транспортные решения для любых сценариев и объемов перевозок, от местных до общенациональных.
Что же такое интеллектуальная транспортная система?
Ввели термин — давайте разберемся, что он означает. Интеллектуальная транспортная система (ИТС) — это, в общем случае, система цифровых средств планирования дорожно-транспортной инфраструктуры и управления ею, которая позволяет повышать мобильность населения и обеспечивает эффективность и безопасность дорожного движения. Задача ИТС — создать удобную и безопасную среду, которая позволяет осознанно и реалистично планировать передвижение по городу.
Цифровизация всегда дает новую дополнительную эффективность, и транспорт — не исключение. За примерами далеко ходить не надо — давайте посмотрим, как это делается в Москве. Московская ИТС пока далека от совершенства, но она работает и ни на секунду не дает вам забыть о том, что на дворе XXI век. Находясь в метро или на автобусной остановке я точно знаю, когда придет мой автобус или поезд — а если я пользуюсь любым из многочисленных приложений, подключенных к ИТС, мне доступны варианты маршрутов, вся информация о длительности движения и пробках, а также оплата проезда.
Функционирует ли это идеально на практике? Пока нет. Прогнозировать дорожные затруднения сложно, и даже если бы все светофоры в городе работали, как единый организм, и никогда не отключались, оставалась бы масса факторов, среди которых не последний — человеческий. Для повышения пропускной способности дорог внедряют системы, позволяющие в автоматическом или полуавтоматическом режиме управлять фазами светофоров, но отдельной проблемой в Москве, например, оказалось управление табло обратного отсчета для пешеходов и автомобилей. Обычно такие табло работают в автономном режиме, в случае неожиданностей они дают сбой — и это потенциальный источник ситуаций, опасных для жизни.
Тем более важно при обновлении дорожной инфраструктуры комплексно подходить к вопросам проектирования и внедрения, последовательно создавая ИТС в соответствии с приоритетами и целесообразностью. В любом случае понятно, что для дальнейшего эффективного развития российской ИТС требуется комплексное моделирование и проектирование, и ориентироваться нужно будет в первую очередь на потребности горожан. Нужно анализировать весь трафик данных о перемещениях людей, выясняя, когда они пользуются личными автомобилями, когда общественным транспортом — и использовать эти знания для планирования транспортных систем.
Сколько это будет стоить?
Российская ИТС строится за счет федеральных субсидий и бюджета регионов, в ее развитие с 2020 по 2024 гг. планируется инвестировать 42 млрд руб. Одновременно федеральный проект «Модернизация общественного транспорта в городах и городских агломерациях» оценивается в 203 млрд руб. до 2024 г. и 417 млрд руб. в 2025–2030 гг.
Подводные камни этих масштабных проектов очевидны уже сейчас — например, некоторые регионы поспешили закупить периферийное оборудование, но не учли в своих бюджетах средств на техническое проектирование ИТС. Очевидно, что в отсутствии централизованной системы управления транспортом, оперирующей данными из всех источников, эти траты будут менее эффективны.
Другой подход применяется в модернизации крупнейшего в мире метрополитена Нью-Йорка. Там до сих пор все делали по старинке: движением поездов, переводом стрелок и коммуникациями с машинистами поездов управляли вручную, при этом в диспетчерской не знали точного местоположения поездов и все буквально «висело» на человеческом факторе. Но теперь MTA, государственное агентство, управляющее нью-йоркским метро, проводит поэтапную модернизацию на базе опробованной во многих метрополитенах мира технологии CBTC (Communications-based train control) — железнодорожной системы радиосигнализации, которая связывает поезда и путевое оборудование для управления движением и инфраструктурой. Внедрение CBTC на одной линии нью-йоркского метро заняло шесть лет и обошлось в 288 млн долларов США. Такой подход позволяет постепенно повысить безопасность и экономическую эффективность метрополитена за счет увеличения пассажиропотока, не требуя при этом единовременных гигантских инвестиций.
Зато в Японии, например, для модернизации всей экономики, включая транспорт, реализуется общая комплексная программа «Общество 5.0». Строится она на основе устаревшей инфраструктуры, созданной во второй половине XX в. благодаря гигантским инвестициям. На сегодня программа «Общество 5.0» рассчитана до 2050 г. и ее развитие учитывает применение будущих технологий, включая те, которые еще не начали разрабатывать. Очевидно, что программа потребует очень крупных вложений, каких — никто пока точно не знает…
* * *
Впрочем, мы тоже можем спрогнозировать развитие общественного транспорта — с учетом как мировых тенденций, так и наших знаний о будущих технологиях — и сделаем это прямо сейчас.
Во-первых, очевидно, что главным средством передвижения горожан станет многопрофильный общественный транспорт. Одной из его главных задач будет обеспечение бесперебойного обмена пассажирами со скоростными магистральными маршрутами, которые практически сольются — до «бесшовности» — с городским транспортом.
Во-вторых, уже в ближайшие годы начнется крупномасштабное внедрение беспилотных технологий — и в первую очередь на общественном транспорте, что позволит сократить число пробок на дорогах и уменьшить количество ДТП.
Но ни то, ни другое невозможно без внедрения ИТС. Вся модернизация общественного транспорта — от сравнительно «простых» вещей, описанных в статье, до внедрения мультимодальных транспортных узлов и беспилотного транспорта — должна быть неразрывно связана с ИТС. Только при таких условиях можно будет системно улучшить качество городской среды и справиться с ее насущными проблемами.
Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2022/01/20/905770-transportnaya-sistema-buduschego