Людям нравится «зеленая волна»
06.07.2022
Юрий Валериевич, расскажите, пожалуйста, как в Дагестане реализуется программа «Цифровая экономика 2024»?
Цель программы — цифровая трансформация экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Дагестан. Работа идет по плану, мы реализуем пять проектов: «Цифровые технологии», «Государственное управление», «Безопасность», «Инфраструктура» и «Кадры для цифровой экономики».
Обеспечена возможность получения в электронном виде 77 социально значимых услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг — я имею в виду именно региональные виды помощи. Все социально значимые объекты подключены к Интернету — это более 3 тысяч.
Кроме того, создается IT-инфраструктура цифровой образовательной среды для более чем 1,4 тысяч учебных учреждений — Wi-Fi, безопасный Интернет, системы видеонаблюдения. Этот проект рассчитан на ближайшие два года.
Также в прошлом году обеспечена цифровизация судебной системы — на 131 судебном участке внедрены электронные средства, позволяющие подключаться к общей базе и передавать на исполнение нормативные документы в электронном виде.
В 2021 году разработана и утверждена Стратегия цифровой трансформации Республики Дагестан, куда было включено девять основных отраслей экономики, включая транспортную отрасль.
Хотелось бы услышать об этом детальнее, если можно.
Для нас очень важно, чтобы жители быстро почувствовали на себе положительные изменения транспортной отрасли.
Все граждане, как планирующие свои поездки, так и ожидающие транспорта на остановках, должны знать, где находится то или иное средство передвижения и сколько его ждать, для этого мы планируем внедрение информационных табло. Кроме того, мы собираемся ввести безналичную оплату проезда — региональный Минтранс уже проводит соответствующую работу.
Также уделяется особое внимание безопасности дорожного движения: это и оснащение общественного транспорта системами видеонаблюдения, и внедрение систем фотовидеофиксации и интеллектуальной транспортной системы (ИТС) для управления дорожно-транспортной инфраструктурой, и реконструкция дорог в рамках программы «Безопасные качественные дороги».
А вы не могли бы подробнее рассказать о внедрении ИТС в Махачкале?
Цель внедрения ИТС — улучшение работы транспортной системы, которое станет заметно всем участникам дорожного движения. Здесь важно понимать, что ИТС — это особый вид информационной системы со сложной архитектурой, в такие системы входит множество комплексных и инструментальных подсистем.
В Махачкалинской агломерации строится ИТС, уже созданы центр обработки данных (ЦОД) и центр управления дорожным движением (ЦУДД), благодаря чему администрация города получила возможность в режиме реального времени контролировать дорожный трафик, настраивать режимы работы светофоров с учетом загруженности улиц и круглосуточно получать данные о ситуации на дорогах.
В этом году планируется частично внедрить сценарные планы управления движением и администрирования транспортных правонарушений. Это коснется всех, включая личный, общественный и бизнес-транспорт, в том числе крупногабаритный, который сможет въезжать в город только в определенное время суток и только по определенным дорогам.
Интересно, что, хотя сейчас ИТС только на половине пути внедрения, уже поступают отзывы от жителей, которые почувствовали перемены к лучшему. Например, на двух центральных проспектах Махачкалы уже действует так называемый режим «зеленой волны» светофоров, то есть поочередное включение разрешающих сигналов в соответствии с направлением движения из окраины в центр и обратно — с утра «зеленая волна» позволяет водителям быстрее проехать в центр, а вечером — обратно.
Для этого устанавливаются «умные» светофоры, к примеру, на проспектах Петра I и Расула Гамзатова. На проспекте Петра I по утрам идет очень плотный трафик из соседнего Каспийска. Теперь пропускная способность этих магистралей увеличилась на 14% и 12% соответственно. Людям нравится «зеленая волна».
Этим занимаются операторы ЦУДД?
Да, ЦУДД — это центр компетенций по развитию ИТС в Махачкалинской агломерации. Здесь операторы отслеживают данные об изменениях дорожной обстановки и оперативно реагируют на инциденты на улично-дорожной сети согласно одному из заранее разработанных сценариев.
Расскажите, пожалуйста, о реконструкции дорог.
От качества дорог зависит уровень безопасности дорожного движения, количество дорожно-транспортных происшествий, загруженность дорожной сети и в целом удовлетворенность граждан дорожной ситуацией. С вопросами и просьбами о реконструкции дорог махачкалинцы обращаются, пожалуй, чаще всего. Работы по реконструкции дорог ведутся.
А если вернуться к проекту внедрения ИТС — он повышает дорожную безопасность?
Да, разумеется, ведь одна из самых больших проблем безопасности на дорогах — это превышение скоростного режима. ИТС как комплекс мер по повышению безопасности дорожного движения включает в себя установку камер фотовидеофиксации, предназначенных для контроля скорости транспортных средств. Эффективность таких систем доказана, они действительно уменьшают количество ДТП на дорогах и, соответственно, снижают количество раненых и погибших в ДТП.
Кроме того, в рамках ИТС в Махачкале планируется внедрить «умные» пешеходные переходы, которые будут обеспечивать дополнительную защиту пешеходов в темное время суток, подключая дополнительное освещение и активируя электронные табло.
А можно подробнее рассказать об инфраструктурной части цифровизации транспортной системы?
Давайте я расскажу о нескольких проектах, над которыми мы работаем уже сейчас.
Во-первых, «умные» остановки. Я уже сказал о том, что на остановках будет доступна информация о передвижении транспорта и маршрутах, также там можно будет подключиться к бесплатному общественному Wi-Fi.
Во-вторых, датчики загрязнения и температуры на светофорных объектах. Проблема в том, что на загруженных участках дорог повышается загазованность, это может вредить здоровью людей. Движение будет перераспределяться с таких участков дорог на другие проезды.
В-третьих, создание цифровых двойников дорожно-транспортной инфраструктуры (ДТИ), это очень перспективное решение для контроля ее состояния. Автомобиль со специальным оборудованием собирает данные с объектов ДТИ, далее нейросеть распознает, классифицирует и размечает эти объекты на панорамных снимках в каждой точке траектории. Это дает возможность оперативно узнавать о возникающих проблемах, следить за проведением работ, а в целом — сделать дороги безопаснее, оптимизировать транспортное планирование и повысить удовлетворенность населения.
А как в этом сегменте реализуется ваш проект «Кадры для цифровой экономики»?
Министерство координирует проведение курсов обучения компетенциям в сфере цифровой трансформации государственных и муниципальных служащих Республики Дагестан по программам повышения квалификации в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
Нашими задачами являются: обеспечение республики компетентными кадрами в сфере ИТ, организация доступного обучения по программам дополнительного образования для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций.
В школах республики мы регулярно проводим «Уроки цифры» на различные темы, такие как: «разработка программного обеспечения», «беспилотный транспорт», «информационная безопасность» и другие. Участие наших школьников в таких уроках — это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: «Яндекса», «Лаборатории Касперского», госкорпорации «Росатом» и «VK».
19 марта в ДГУ прошел хакатон «Транспортная ситуация в Махачкале: пути решения». Команды из дагестанских студентов совместно с экспертами Национального автомобильного союза обсудили проблемы дорожно- транспортной инфраструктуры Махачкалы и выработали возможные пути решения. Привлечение студентов к решению проблем города — это правильный подход. Молодежь — двигатель любого прогресса.
Источник: itsjournal.ru